Особенности резюме в свободной форме
Как правило, кандидаты отказываются от традиционного формата CV в пользу произвольного, чтобы продемонстрировать работодателю индивидуальность и креативность:
Очевидный плюс такого резюме — возможность экспериментировать с дизайном, структурой и манерой подачи. Но нестандартный подход при устройстве на работу уместен не всегда.
Возможность выделиться. Менеджеры по найму просматривают десятки резюме в день. Необычный формат документа вызовет интерес и повысит шансы устройства на работу | Подходит не для всех компаний. В консервативных сферах зачастую рассматривают только традиционные форматы резюме |
Запоминаемость. В самый ответственный момент — когда рекрутер будет принимать решение о приглашении соискателя на собеседование — на ум придут сведения из одного минималистичного резюме в стопке «типовых» | Трудности восприятия текста. Рекрутеры привыкли к стандартным форматам CV. Ради экономии времени они могут проигнорировать документ с необычным внешним видом |
Подчеркивание навыков. Отсутствие лишних элементов в CV позволяет читателю не отвлекаться и сфокусироваться на навыках, достижениях кандидата | Большие временные затраты. Составление нетрадиционного резюме самостоятельно с нуля может занять несколько часов |
Творческий подход. В креативных областях, где важна оригинальность, необычная анкета может стать демонстрацией авторского стиля | Сложности с автоматическим распознаванием. Некоторые системы управления персоналом (ATS) не способны анализировать содержимое нестандартных резюме — из-за этого анкета кандидата может не дойти до рекрутера |
Если вы хотите сэкономить время и подготовить стильное резюме, возьмите за основу шаблоны от MyResume. Чтобы начать работу с сервисом, пройдите несложную процедуру регистрации или авторизуйтесь на сайте через соцсети. Готовый документ вы сможете скачать на любое устройство в формате pdf.
Образец резюме в свободной форме:
Структура резюме в свободной форме
Вся суть нетрадиционного формата CV — в отсутствии строгой структуры. Вы сами решаете, какие разделы включить в документ и о чем в них написать.
- Желаемая должность.
- Фамилия, имя, отчество.
- Фотография.
- Дата рождения.
- Город проживания, ближайшая станция метро.
- Желаемая зарплата.
- Гражданство.
- Тип занятости.
- График работы.
- Отношение к переезду.
- Наличие водительских прав и личного автомобиля.
- Семейное положение.
- Цель составления резюме.
- Контакты.
- Опыт работы (с опцией подбора должностных обязанностей).
- Основное образование.
- Курсы повышения квалификации.
- Уровень владения языками.
- Профессиональные навыки (с возможностью автоматической генерации списка компетенций, подходящих к указанной должности).
- О себе.
- Личные качества.
- Хобби.
- Рекомендации.
- Публикации.
- Дополнительная информация (с опцией выбора названия блока и выноса раздела в боковую колонку).
Каждое слово должно иметь практическую ценность для менеджера по найму, иначе информация будет утяжелять CV и отвлекать внимание от действительно важных сведений. Если объём документа превысил одну страницу, подумайте, как сократить текст. О прочих важных деталях можно написать в сопроводительном письме или рассказать на собеседовании. Ниже мы рассмотрим пять основных разделов резюме и нюансы их заполнения.
Цель резюме
Это краткое описание навыков, профессионального опыта и карьерных целей. Здесь допускается креатив. Ваша задача — заинтересовать рекрутера и побудить его к дальнейшему изучению резюме.
Хорошо | Плохо |
---|---|
Увлеченный копирайтер с 5-летним опытом работы. Эксперт в создании контента для туристических блогов. 150 текстов в портфолио. 95% положительных отзывов от заказчиков. Хочу устроиться в туристическое агентство и повышать интерес аудитории к путешествиям | Я целеустремленный копирайтер. Ищу интересную и хорошо оплачиваемую работу. Надеюсь попасть в дружную команду и дальше развиваться в профессиональном плане |
В первом примере четко обозначен опыт, навыки и цели соискателя. Кандидат приводит цифры, подчеркивает, что увлечен своей профессиональной деятельностью и готов добиваться внимания аудитории. Второй блок не содержит конкретики — в нем нет полезных для рекрутера сведений.
А сейчас информация для молодых специалистов без опыта работы: в графе «Цель» вы можете подчеркнуть свои личностные качества и продемонстрировать мотивацию к трудоустройству:
Контактные данные
Этот блок должен быть расположен на виду, то есть в верхней части документа. Не ограничивайтесь одним видом связи. Будет лучше, если вы укажете:
- номер мобильного телефона и привязанные к нему мессенджеры;
- адрес электронной почты;
- профиль в LinkedIn;
- ссылки на аккаунты в соцсетях;
- профиль на GitHub (айтишникам) или Behance и Pinterest (дизайнерам).
Писать почтовый адрес с индексом не нужно. Достаточно обозначить населенный пункт и район проживания или ближайшую станцию метро. А если работа удаленная, то можно опустить даже эту информацию.
Образование
Аналитики говорят, что с каждым годом работодатели всё больше внимания обращают на навыки соискателей и перестают требовать дипломы. Однако в 66% случаев компании не только смотрят на наличие документа, но и интересуются указанной в нем специализацией. На некоторые должности, например, на позицию врача и главного бухгалтера, без высшего образования попасть вовсе невозможно.
IT-сфера — тот случай, когда наличие диплома имеет второстепенное значение. Но если вы получали сертификаты курсов или проходили бесплатное обучение, — расскажите об этом. Хотя бы для того, чтобы продемонстрировать свое стремление к профессиональному развитию.
При заполнении блока «Образование» важно помнить о двух моментах:
- Если вы учились в ссузе, а затем получили вышку, укажите только диплом университета. Но это не касается случаев, когда релевантная целевой должности специализация была присвоена именно в колледже, техникуме или училище.
- Не всегда выгодно рассказывать обо всех пройденных курсах и тренингах, избыточная квалификация — это тоже плохо.
Опыт работы
Если у вас богатая история трудоустройства, перечислять все места работы не стоит — длинный список, скорее, навредит вам, чем впечатлит рекрутера. Ограничьтесь последними двумя годами и должностями, которые имеют отношение к целевой позиции.
Как заполнить раздел:
- Структура. Свободная форма резюме не обязывает вас придерживаться хронологического порядка, но здесь лучше побыть консерватором.
- Обязанности. Кратко опишите основные задачи, которые вы выполняли на каждой позиции.
- Достижения. Укажите конкретные результаты, например, повышение продаж на 10% или сокращение издержек на 5%.
- Навыки. Упомяните о hard и soft скиллах, которые пригодились вам в работе.
- Ключевые слова. Выпишите требования к кандидату из текста вакансии и интегрируйте эти запросы в резюме. Так у вас будет больше шансов не попасть под «отсев» при сканировании документа системами ATS.
Студенты и молодые специалисты могут включить в блок «Опыт работы» другие релевантные активности. Например, участие в волонтерских программах и прохождение практики. О том, как правильно указать эту информацию, мы рассказывали в недавнем видео:
Навыки и качества
Эти блоки лучше не пропускать — решение о приглашении кандидата на собеседование нередко зависит от набора его компетенций.
Hard skills — профессиональные умения (знание языков программирования, использование Photoshop, владение какими-либо инструментами и программами).
Soft skills — личностные навыки (коммуникабельность, стрессоустойчивость, эмпатия, активное слушание, организованность и т. д.).
Не игнорируйте софт скиллы — по признанию работодателей, они играют большую роль. Характер, отношение к коллегам и взгляды человека на жизнь скорректировать крайне сложно. В отличие от практических навыков — их в любой момент можно освоить на профильных курсах.
Коротко о главном
Несмотря на то что резюме на работу в свободной форме считается нестандартным форматом CV, лучше составить его с учетом нескольких правил:
- Не исключайте блок «Опыт работы». Если у вас пока нет официального профильного стажа, расскажите о других релевантных активностях.
- Адаптируйте документ под конкретную вакансию. Внимательно читайте требования к кандидатам в объявлении и используйте ключевые слова в CV.
- Не пишите лишнего. Это касается всех блоков. Каждое слово должно иметь вес и влиять на решение менеджера по найму.
- Проверяйте резюме на ошибки. Не отправляйте CV, пока не прочитаете его несколько раз. Опечатки и неграмотное письмо — это не авторский стиль.
- Сохраняйте резюме в формате pdf. Так документ будет выглядеть одинаково на всех компьютерах, и шрифты не «потеряются».