Зачем писать об инвалидности и заболеваниях в резюме
Есть ли смысл писать о проблемах со здоровьем, если они не видны невооруженным глазом, например, сахарный диабет или сердечная недостаточность? Безусловно, и вот почему:
- Эту тему могут поднять на собеседовании. Вы окажетесь в неловкой ситуации, когда HR задаст такие вопросы: «Как вы оцениваете состояние вашего здоровья? В резюме об этом нет никакой информации, значит, всё в порядке, я правильно понимаю?». Тогда придется, краснея, объяснять, почему сразу не написали правду.
- Если не рассказать об ОВЗ в анкете, работодатель не поможет вам в адаптации и не позаботится о предоставлении комфортных условий труда. Например, слабовидящим специалистам могут установить специальную речевую программу на компьютер (JAWS, NVDA, COBRA) или оборудовать рабочее место с дополнительным освещением.
- Скрывая заболевания, вы теряете некоторые льготы. Так, в соответствии со ст. 23 ТК РФ сотрудникам, имеющим 1 и 2 группы инвалидности, положены отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней и сокращенная рабочая неделя (35 часов).
- Чтобы коллеги смогли оказать вам первую медицинскую помощь при резком ухудшении самочувствия. Например, у людей с бронхиальной астмой иногда случаются внезапные приступы удушья. Если сослуживцы не будут в курсе заболевания нового сотрудника, ситуация может выйти из-под контроля и закончиться плачевно.
Многие соискатели не пишут про состояние здоровья в резюме, потому что боятся получить отказ. Однако сегодня большинство работодателей готовы заключать трудовые договоры с кандидатами, имеющими ОВЗ. Любой адекватный руководитель знает: если сотрудник страдает лишь от физических недугов, не связанных с ментальными расстройствами, он сможет достигать высоких показателей результативности наравне со всеми. Именно поэтому на ресурсах по поиску работы появляется всё больше вакансий с прямым указанием на готовность оформления человека с инвалидностью:
В некоторых случаях можно умолчать о наличии заболеваний. Например, если ваше самочувствие улучшилось, и вы планируете снять инвалидность, или же устраиваетесь на позицию, где предусмотрен удаленный формат работы.
Поддержка людей с ОВЗ на государственном уровне
Государство старается разными способами поддерживать лиц с ОВЗ в трудоустройстве. Ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181 для организаций установлена обязанность квотировать рабочие места для инвалидов.
Так, компании, в которых трудятся 35-100 человек, обязаны зарезервировать вакантные места для людей с ограниченными возможностями здоровья в количестве до 3% от среднесписочной численности сотрудников. Для предприятий со штатом 100+ работников этот показатель составляет 2-4%.
Чтобы найти работу как можно скорее, рекомендуем обратиться в центр занятости населения (ЦЗН) по месту жительства. В учреждении помогут не только трудоустроиться, но и при необходимости предоставят ряд сопутствующих услуг:
- консультацию по выбору подходящей профессии (профориентация);
- информирование о ситуации на рынке труда;
- психологическую поддержку;
- прохождение обучения;
- участие в ярмарках вакансий;
- оформление пособия в случае признания безработным.
- Собрать документы. Обязательно: паспорт гражданина РФ, трудовую книжку, ИПРА. По желанию: дипломы и сертификаты, результаты МСЭ, справку о среднем заработке за последние 3 месяца.
- Созвониться с сотрудниками ЦЗН и согласовать дату и время личного посещения организации. Уточнить, в какой кабинет обратиться за предоставлением услуги.
- Прийти в учреждение в оговоренное время и написать заявление. Правильно составить документ поможет ответственный специалист.
- Предоставить необходимые документы.
В течение 10 дней с момента обращения служба занятости постарается подобрать вам подходящую работу. Если ничего найти не удастся, вы будете признаны безработным и получите право на пособие, но вакансии вам по-прежнему будут предлагать.
Организации тоже могут рассчитывать на поддержку от ЦЗН, в частности, на выделение субсидии с целью оборудования рабочих мест для инвалидов.
Как правильно написать об инвалидности в резюме
Если вы приняли решение искать работу самостоятельно, вам потребуется пройти 3 главных шага: мониторинг предложений для соискателей, составление резюме и собеседование.
Посмотреть подходящие вакансии можно на джоб-ресурсах (hh.ru, SuperJob, Работа России), а также в специализированных группах в социальных сетях и мессенджерах.
Остановимся подробнее на составлении анкеты. Сегодня в открытом доступе не так много информации о том, как в резюме указать инвалидность и хронические заболевания. Если все-таки решились поделиться подобными сведениями, предлагаем воспользоваться нашей краткой инструкцией.
Как и что написать о состоянии здоровья в резюме:
- Сначала определимся, в какой раздел будем вносить данные. В стандартных бланках не предусмотрено место для указания заболеваний, поэтому рекомендуем рассказать об ОВЗ в блоках «О себе» или «Дополнительная информация».
- Не драматизируйте и не давите на жалость. Не пишите, что каждый день испытываете сильные приступы боли и сталкиваетесь с дискриминацией. Тем более не обвиняйте других работодателей в том, что они несправедливо отказывали вам из-за проблем со здоровьем.
- Указывайте только реальные диагнозы, которые сможете подтвердить. Для получения льгот при трудоустройстве придется предоставить заключение медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА). Субъективные оценки собственного здоровья вроде «подвержен простудным заболеваниям» или «страдаю от мигреней» будут неуместны.
- Желательно указывать не только сам факт инвалидности или диагноз, но и кратко рассказать, как это повлияло на вашу работоспособность, потребуются ли вам специальные условия труда в соответствии с ИПРА.
Не делайте описание слишком большим. Укажите только важную информацию. Такие моменты, как патологическая симптоматика, дорогостоящее лечение, сопутствующие заболевания, лучше не упоминать.
Если по итогам скрининга резюме вас пригласят на собеседование, оно будет проходить на общих основаниях. Подавляющее большинство вопросов коснутся релевантного опыта и профессиональных навыков. Общим состоянием здоровья, конечно, тоже могут поинтересоваться, но только с целью уточнения организации удобного рабочего места. Поэтому волноваться перед встречей с HR-менеджером не стоит.
Когда нужно написать о хорошем состоянии здоровья
Стоит отметить, что писать о состоянии здоровья в резюме иногда приходится не только людям с ОВЗ, но и кандидатам с отличным самочувствием. В первую очередь это необходимо при устройстве на должности, функционал которых связан с физическими нагрузками и необходимостью быстрой реакции в нестандартных ситуациях.
- полицейский;
- сотрудник МЧС;
- охранник;
- фитнес-инструктор;
- каскадер;
- берейтор;
- учитель физкультуры.
Если планируете устраиваться на работу, где нужна сила и выносливость, используйте для раскрытия сведений о своем здоровье аналогичные правила. Пишите кратко, не отклоняйтесь от темы и не искажайте информацию о своем физическом состоянии.
Подведем итоги
Если вы имеете особенности здоровья, обязательно напишите о них в резюме. В остальном заполняйте анкету по общепринятым правилам: расскажите о релевантном опыте, ключевых профессиональных навыках и личностных характеристиках. При возникновении проблем с поиском работы обратитесь в ближайший центр занятости. Под кураторством ответственного специалиста вопрос с трудоустройством решится в кратчайшие сроки.