Что это за навыки и зачем они нужны
Гибкие (мягкие) скиллы (англ. soft skills) — это умения, которые связаны с характером, складом ума, волей, воспитанием, манерой поведения и общения человека, а не с какой-то конкретной специальностью. Они формируются на протяжении всей жизни, в отличие от жестких навыков, которые можно достаточно быстро освоить в ходе работы или профессионального обучения.
Если специалист окончил топовый вуз и имеет богатый профильный опыт, но не принимает внутренние стандарты компании, постоянно срывает дедлайны, вносит разлад в коллектив и скандалит с клиентами, работать с ним будет сложно. Именно поэтому при отборе кандидатов особое внимание рекрутеры обращают на гибкие навыки претендентов.
Перечень мягких скиллов, которые нужно указать в резюме, лучше подбирать, ориентируясь на степень их полезности в профессии и запрос работодателя.
Образец резюме с информацией о гибких навыках:
Гибкие навыки для резюме IT-специалиста
Кажется, что главное для построения успешной карьеры в IT — это знание предметной области и владение техническими компетенциями: разработкой программного обеспечения, адаптацией интерфейсов, оптимизацией кода, исправлением багов и т. д.
Айтишники зачастую работают удаленно. Им постоянно приходится коммуницировать с руководством и коллегами. От умения общаться зависит слаженность команды, качество передачи данных и скорость создания продукта. Ниже рассмотрим, какие soft skills можно указать в резюме IT-специалисту.
Работа в команде
IT-специалисты регулярно участвуют в совещаниях и мозговых штурмах. В ходе реализации проектов они дают обратную связь коллегам, руководству и клиентам. Делать это успешно им помогает комбинация качеств и скиллов:
- взаимное уважение;
- умение ладить с людьми;
- конструктивное общение.
На эффективную работу в команде также влияет знание техник активного слушания, способность разрешать конфликты и считаться с чужим мнением.
Деловая переписка
До 70% рабочего дня удаленщиков уходит на дистанционную коммуникацию. При этом из-за отсутствия навыков грамотного обмена текстовыми сообщениями половина времени тратится неэффективно. Понятное формулирование мыслей исключает неверную трактовку техзаданий, запросов и отчетов, а также снижает риск возникновения конфликтов в команде.
Правила деловой переписки:
- вежливое обращение;
- полнота информации;
- читабельность;
- краткость;
- доступные термины;
- подача на языке собеседника.
Гибкость
Сотрудник, обладающий этим навыком, спокойно реагирует на требования работодателя, не впадает в истерику при возникновении стрессовой ситуации и быстро адаптируется к изменениям. Он умеет с разных сторон смотреть на проблему, генерировать идеи и оперативно переключаться на другие дела.
Гибкость в общении проявляется в способности ладить с коллегами и сложными клиентами. Она помогает обходить острые углы, не допускать разрастания конфликтов и достигать компромиссов.
Самоорганизация
Этот скилл выражается в грамотном управлении собственными ресурсами и энергией, соблюдении баланса между работой и отдыхом. IT-специалисты, у которых он хорошо развит, чувствуют, когда пора отвлечься и восполнить внутренние запасы. Они редко выгорают, потому что правильно распределяют силы, трезво оценивают свои возможности и умеют снимать напряжение. Такие сотрудники не срывают дедлайны и не делают всё в последний момент.
Soft skills для резюме руководителя
Управленцам необязательно глубоко вникать в технические детали и процессы. На ведущих позициях гораздо большее значение имеют мягкие скиллы. Рассмотрим список soft skills для резюме руководителя на примерах.
Делегирование
Кажется, никто не выполнит работу лучше вас? Но на деле ни один профессионал не может реализовать средние и крупные проекты в одиночку. И тут на помощь приходит делегирование — умение распределять задачи между специалистами.
Управленцу нужно рационально оценивать подчиненных, их способности, потенциал и обучаемость. Только благодаря такому подходу можно понять, кому и на каких условиях лучше передать полномочия.
Переговоры
Этот навык помогает налаживать связи с партнерами и клиентами, удачно торговаться, доносить свою точку зрения, решать спорные вопросы и переубеждать собеседников.
Признаки хорошего переговорщика:
- умение устанавливать контакты с незнакомцами;
- внимательное слушание оппонентов;
- управление диалогом;
- сохранение спокойствия в напряженном разговоре;
- влияние на других людей с помощью жестов, выражения лица, смены ритма и громкости речи.
Соискателей с таким навыком особенно ценят работодатели, ведь они способны отстоять интересы компании, найти убедительные аргументы и вовремя заметить манипуляцию.
Приоритизация
Невозможно успешно вести бизнес без правильной классификации задач на важные и второстепенные. Руководителю нужно уметь оценивать дела по ключевым критериям:
- срочность;
- значимость;
- сложность;
- самостоятельное исполнение;
- делегирование.
Такая сортировка поможет управленцу составить реалистичный пошаговый план с прогнозом даты реализации каждого этапа. Иногда при расстановке приоритетов лучше работает принцип Парето — техника оценки задач по степени влияния на результат.
Критическое мышление
Без прокачанного скилла анализа данных легко утонуть в потоке информации, стать жертвой манипуляции и завести команду в тупик. Руководителю нужно уметь проверять достоверность сведений, отличать значимое от второстепенного, находить причинно-следственные связи и делать правильные выводы.
Критическое мышление — ключевой навык управленца. Он помогает:
- отсеивать лишнее;
- определять веские аргументы;
- концентрироваться на главном;
- верно оценивать ситуацию;
- выбирать правильные решения.
Универсальные софт скиллы для резюме
Есть soft skills, которые станут преимуществом кандидата на любую позицию. Без них нельзя успешно взаимодействовать с людьми, работать над ошибками и в целом идти в ногу со временем. Вот несколько примеров универсальных гибких навыков для резюме.
Эмоциональный интеллект
Исследование научного журналиста Дэниела Гоулмана показало, что способность определять свои и чужие намерения, переживания, мотивацию в два раза важнее для успеха в карьере, чем hard skills и IQ.
Человек с развитым эмоциональным интеллектом умеет договариваться с другими людьми, разрешать конфликты и выбирать верные решения. Он не позволяет негативному настроению влиять на восприятие реальности. Его разум всегда преобладает над чувствами.
Обучаемость
Изменения сегодня происходят во всех сферах. Появляются новые технологии, устройства, программы, корректируются отраслевые стандарты, законы и внутренние регламенты компаний. Люди с хорошей обучаемостью быстро усваивают информацию, отчасти поэтому они быстрее достигают профессиональных высот, чем их коллеги-консерваторы.
Признаки кандидата с этим важным навыком:
- оперативная адаптация к непривычным условиям;
- легкое усвоение знаний, скиллов, алгоритмов;
- переключаемость с одного дела на другие задачи;
- работоспособность.
Обучаемость особенно актуальна для соискателей без опыта и специалистов, чья профессия требует постоянного развития, регулярного подтверждения и повышения квалификации.
Пример указания обучаемости в резюме на русском языке:
Саморефлексия
Для достижения успехов на работе сотруднику необходимо умение объективно оценивать себя и делать выводы. Конечно, можно всё время наступать на одни и те же грабли, пока не уволят. Но более выигрышная стратегия — анализ личных мыслей, поступков и принятие решения, которое позволит не совершить похожую ошибку в будущем.
Саморефлексия — это осознание собственных действий, мотивов и потребностей. Люди с таким навыком хорошо разбираются в себе, знают свои слабые и сильные стороны, ценности, приоритеты. Они мыслят конструктивно и выносят уроки из неудачного опыта.
Ответственность
Руководители не жалуют сотрудников, которые опаздывают на работу и игнорируют должностные обязанности. Поэтому при отборе персонала рекрутеры обращают внимание на ответственность соискателей.
Оценить навык сложно. У него есть целый ряд индикаторов, среди них — честность, умение разделять успех с другими членами коллектива, высокая исполнительская дисциплина, упорство и настойчивость в достижении цели.
Стрессоустойчивость | Доброжелательность |
Внимательность к деталям | Вежливость |
Пунктуальность | Ориентация на результат |
Открытость | Терпимость |
Активное слушание | Неконфликтность |
Усидчивость | Многозадачность |
Трудолюбие | Честность |
Инициативность | Уравновешенность |
Проактивность | Дипломатичность |