Что такое резюме и для чего оно нужно
Резюме представляет собой документ, содержащий информацию об образовании, опыте работы и компетенциях соискателя. Его главная задача — раскрыть профессионализм кандидата и показать, что он идеально подходит на открытую вакансию.
На просмотр анкеты потенциальный работодатель тратит 10-20 секунд, после чего — переходит к скринингу следующего резюме. Заставить его прочитать документ до конца способны только интересное содержание и качественный дизайн.
Что важно указывать в резюме для привлечения внимания работодателя:
- образование + курсы повышения квалификации;
- опыт работы + достижения;
- профессиональные навыки;
- личные качества.
Размещенная в анкете информация должна коррелировать с условиями вакансии.
Что важно при составлении резюме
Многие соискатели воспринимают резюме как документ, в котором нужно подробно описать все этапы своего профессионального развития. В результате в руки рекрутеров попадают необъятные документы, включающие кучу ненужной информации: от участия в школьной команде КВН до победы в городском чемпионате по шахматам.
В хорошей анкете должны быть только те сведения, которые действительно важны для нанимающего менеджера. Поэтому заполнять ее следует, ориентируясь на требования конкретного работодателя. Ненужную информацию оставляйте за скобками. В идеале на каждую вакансию нужно делать отдельное CV.
- Информативность. Каждый раздел анкеты должен работать на вас и содержать сведения, полезные для эйчара. Максимально подробно расскажите о релевантном опыте. Если стажа по специальности нет, напишите о наличии профильного образования и прохождении практики во время учебы.
- Структура. Будьте последовательны при изложении фактов. Пишите четко, кратко и лаконично. Разместите ключевую информацию (контакты, опыт и «жесткие» навыки) в начале документа. Чтобы рекрутер быстро нашел нужные сведения, разбейте текст на логические блоки с помощью абзацев, списков, подзаголовков.
- Дизайн. Анкета должна быть наглядной и одновременно хорошо читаемой. Допускается добавление инфографических элементов, например, иконок, цветных акцентов, диаграмм, графиков. Но помните, что всё должно быть в меру.
- Актуальность. Пишите правду: реальные опыт, навыки, даты, названия организаций. Не приукрашивайте свой профессионализм. Рекрутер проверит заявленную информацию. Даже самая невинная ложь вызовет негатив и «подмочит» вашу деловую репутацию. Будьте предельно честны как в резюме, так и на собеседовании.
Пишите простым и понятным языком. Постарайтесь не перегружать резюме терминами и сложными формулировками. Обязательно проверьте готовый текст на отсутствие ошибок и опечаток. Хорошее знание русского языка предоставит вам преимущество в сравнении с другими претендентами.
Какие разделы важны в резюме
При устройстве на первую работу многие задаются вопросом: «Что нужно указывать в своем резюме?». Перечень необходимых сведений зависит от конкретного кандидата, его опыта, а также от особенностей открытой позиции. Но определенные разделы должны быть обязательно.
Контактная информация. Укажите ФИО и возраст, соответствующие паспортным данным. Не пишите девичью фамилию или псевдоним. Некоторые идут на такую хитрость, скрывая от нынешнего начальства, что они ищут работу. Это не самый лучший ход, доверия к вам у нового работодателя он однозначно не вызовет. Оставьте актуальный номер телефона и email. Также сегодня принято указывать ссылки на мессенджеры.
Опыт работы. Этот раздел занимает центральное место в любом резюме. Напишите, где и на какой позиции работали, тезисно перечислите выполняемые вами обязанности. Покажите в резюме свою ценность как специалиста, добавьте в блок несколько профессиональных достижений. Имейте в виду, что размещенная информация должна соответствовать условиям вакансии или хотя бы пересекаться с ними.
Что важно в опыте работы — пример в резюме бухгалтера с должностными обязанностями и достижениями:
- Период:Август 2012 — сентябрь 2022
- Организация:ООО «Первый снег»
- Должность:Бухгалтер
- Обязанности:— ведение бухгалтерского учета;
— начисление аванса и заработной платы;
— формирование отчетности для ИФНС, ПФР, ФСС;
— работа в интернет-банкинге;
— ведение первичной бухгалтерской документации;
— участие в планировании бюджета и оптимизации расходов;
— выставление счетов контрагентам;
— ведение кассовой дисциплины. - Достижения (за 2 года):— успешно прошла 5 выездных налоговых проверок;
— провела оптимизацию бюджета и сократила расходы компании на 23%;
— инициировала покупку специализированного ПО для автоматизации бухучета.
Образование. Наличие вузовского или ссузовского диплома повысит вашу конкурентоспособность. При отсутствии такового обязательно разместите информацию о прохождении курсов повышения квалификации. Но лучше — и то и другое.
Профессиональные навыки. Чтобы произвести хорошее впечатление на работодателя, необязательно переписывать все hard skills, которыми вы владеете на практике. Кастомизируйте скилы под конкретную вакансию.
Личные качества. Сегодня «мягким» навыкам рекрутеры уделяют внимания не меньше, чем «жестким». Но если вы указываете банальщину вроде энергичности, инициативности, креативности и стрессоустойчивости, это не сыграет роли. Приводите примеры, расшифровывайте написанное в других блоках. Кстати, согласно исследованию карьерного портала SuperJob, больше всего рекрутерами ценятся такие soft skills, как эмоциональная устойчивость, умение работать в команде и ответственность.
О себе. Этот раздел предназначен для того, чтобы соискатель мог раскрыть информацию, которая не вошла ни в один из перечисленных выше блоков. Например, планы по саморазвитию, участие в мероприятиях, победы в профессиональных конкурсах, необычный опыт работы. Важно, чтобы размещенные здесь сведения относились именно к карьере, а не к личной жизни.
- Ссылки на социальные сети. По информации HeadHunter, 84% работодателей просматривают профили кандидатов во всех доступных соцсетях. Они скажут вам «спасибо», если вы разместите соответствующие ссылки в анкете. Имейте в виду, что после сканирования аккаунтов 72% эйчаров передумывают приглашать кандидатов на собеседование. Поэтому заранее удалите из интернет-пространства весь компромат на себя (фото с вечеринок, двусмысленные статусы, одобрительные комментарии под постами оппозиционеров).
- Желаемая позиция. Она должна в точности соответствовать формулировке из вакансии. Если рассматриваете альтернативные варианты, напишите об этом в разделе «О себе».
- Фотография. Многие работодатели обращают внимание на внешность претендентов, поэтому постарайтесь выглядеть на снимке как можно более естественно и дружелюбно.
- Зарплатные ожидания. Рекомендуем ставить цифру в пределах +10-15% к среднему значению по желаемой должности на рынке труда. Так вы избежите разочарований и оставите «стратегический запас» для торга.
- Участие в тематических мероприятиях. Стремление к развитию в профессии — ценный навык, который привлечет к вашему резюме дополнительное внимание.
- Хобби. Соискатель, который проводит свободное время с пользой, внушает больше доверия, чем так называемые «водители диванов». Чтобы представить себя как человека с широким кругозором, укажите в краткой форме пару увлечений. Например, «велопрогулки», «бальные танцы», «рукоделие».
Включите в резюме любую информацию, которая поможет раскрыть вашу компетентность.
- публикации;
- прохождение тренингов;
- участие в волонтерских программах;
- владение иностранными языками;
- ссылку на портфолио.
Если не знаете, в каком разделе разместить необходимые сведения, добавьте в анкету блок «Дополнительная информация».
Распространенные ошибки при составлении резюме
Мы рассмотрели, что важно указывать в резюме. Теперь разберем, чего там быть не должно.
Низкая информативность. Добавляйте в резюме конкретику. Откажитесь от написания очевидных вещей, использования шаблонных и общих фраз, которые по большому счету можно скопировать и вставить в любую анкету: «отвечал на звонки», «работал с клиентами», «делал отчеты», «выполнял поручения руководителя».
Отсутствие примеров и конкретных цифр в блоке с достижениями. Количественные показатели как ничто другое говорят о результативности кандидата. Докажите потенциальному работодателю, что способны принести практическую пользу компании.
Верно | Неверно |
---|---|
|
|
Лишняя информация. Например, описание опыта работы преподавателем английского языка в средней школе при отклике на должность редактора в издательстве.
Фотография плохого качества. Не стоит прикреплять снимки с отдыха или обработанные в фотошопе. Чтобы предстать «во всей красе», лучше обратиться в профессиональное ателье.
Еще одна распространенная ошибка — излишняя креативность. Резюме — это ваш профессиональный портрет, поэтому при его оформлении не следует «играть со шрифтами», добавлять рисунки, орнаменты и подложки.
- Распределите текст так, чтобы он занимал ровно одну страницу формата А4. Более объёмный документ читать не станут, а наличие свободного места создаст впечатление, что вам нечего написать. Уберите лишнюю информацию или, наоборот, добавьте сведения, которые могут быть полезны работодателю. Ничего не приходит на ум? Тогда просто «подгоните текст», изменив размер шрифта или межстрочный интервал.
- Объединяйте схожий опыт. Частая смена работы вызовет сомнения в вашей компетентности и коммуникабельности. Если вы в течение последних 5 лет сменили 3 компании, где выполняли схожие трудовые функции, укажите только последнее место работы. Стаж и должностные обязанности объедините.
- Используйте ключевые слова. В крупных организациях анкеты проходят первичный отбор через ATS — систему управления кандидатами. Она сканирует документы и определяет, есть ли в них достаточное количество ключей. Как правило, их роль выполняют слова из вакансии. Чтобы пройти проверку ATS, используйте в резюме как можно больше точных формулировок из объявления. Добавляйте их в блоки с названием должности, опытом работы и профессиональными навыками.
- Уделите внимание типографике. Выбирайте для написания резюме простые шрифты. Не мельчите, эйчар не должен присматриваться, чтобы прочитать нужную информацию. Подходящий размер шрифта — 11-12 пт.
- Читайте объявление целиком. Часто рекрутеры проверяют кандидатов на внимательность. Например, просят направить анкету вместе с сопроводительным письмом или использовать при отклике какое-то «кодовое» слово.